Hostacom
Желание сделать пространство вокруг себя более удобным, уютным и красивым свойственно человеку с незапамятных времен. Даже пещерные люди украшали стены своих «природных жилищ» рисунками и старались обустроить быт с максимально возможным тогда комфортом. Про возможности и роль современного дизайна в нашей жизни и говорить не приходится. Причем мы хотим видеть комфортабельным не только свой дом, но и свой автомобиль.
Интерьер машины трудно сделать по-домашнему уютным. Сложно представить в автомобиле камин, просторный диван, кресло-качалку, лампу-абажур и шкаф с книгами (хотя несерьезные попытки реализовать такую идиллию предпринимались). Однако, машина все же может и должна быть уютной, удобной, функциональной и безопасной.
Дизайнеры мировых концернов работают над этой задачей. И в ее реализации им с каждым годом все больше помогают пластмассы. Они делают автомобиль легче и дешевле, легко поддаются переработке, а значит, позволяют воплотить в жизнь любые дизайнерские идеи.
Панель инструментов, передняя панель, держатели, кожухи, отделка интерьера, стойки, дверные панели, детали сидений, разнообразные ручки и переключатели, педали, корпуса приборов – словом, внутри машины царит настоящий «пластмассовый рай», где первую скрипку играет, безусловно, полипропилен и композиции на его основе. Они с успехом заменили АБС, ПУ, ПК, ПВХ и ПБТ. В настоящий момент в Европе для внутренней отделки, в среднем, используется около 20-25 кг полипропилена на один автомобиль.
На растущие запросы потребителей и дизайнеров находит ответы компания Basell. Многолетний опыт разработок в области автомобильных марок ПП и композитов на его основе позволил специалистам Basell создать большой марочный ряд, в котором можно найти материал с необходимыми свойствами.
Как правило, это сополимеры полипропилена с тальконаполнением, которые отличаются:
- хорошим балансом прочности/жесткости;
- отличной стойкостью к воздействию ультрафиолета и царапанью;
- хорошей окрашиваемостью;
- низкой эмиссией запаха.
Материалы, применяемые для производства приборной панели, кроме того, модифицируются эластомерами.
Большинство автогигантов используют материалы из широкого марочного ряда авто-полипропиленов Basell, объединенных одним общим названием Hostacom.
Рассмотрим несколько примеров.
Hostacom X M3 T15
Hostacom Premium TKC 144 N
Детали салона автомобиля OpelAstra A 3300 из марки Hostacom Premium TKC 144 N
Тесты показывают полное отсутствие царапин
На первом – немодифицированный тальконаполненный сополимер ПП. На втором - Hostacom Premium TKC 144N, одна из тех марок, рецептура которых оптимизирована по стойкости к царапанию специально для использования в производстве видовых деталей салона автомобиля. Тесты показывают полное отсутствие царапин.
Немодифицированный тальконаполненный сополимер ПП
Hostacom Premium TKC 144 N
При производстве приборной панели необходимо сочетание деталей с различными свойствами, а значит – и комбинация материалов. Для производства панели приборов автомобиля Smart используются три марки полипропилена:
- корпус приборной панели: Hostacom X M1 H01, выдувное формование;
- нижняя часть приборной панели: Hostacom X M2 T20 литье под давлением;
- вставка в приборную панель: Hostacom X M2 U35, литье под давлением.
Каждая из марок обеспечивает необходимое сочетание различных свойств.
Панель приборов автомобиля Smart
Воздушная подушка
Панель, скрывающая воздушную подушку
В последнее время в Европе часто используются так называемые «скрытые» воздушные подушки. В приборной панели с обратной стороны лазером вырезается часть, под которой находится воздушная подушка, мгновенно раскрывающаяся при ударе. При этом с лицевой части поверхность остается гладкой.
Для такой приборной панели, например, в автомобиле Opel Corsa S4300, используется марка ПП Hostacom M2 R03.
Hostacom PPU X9067 HS
Для таких деталей, как стойки, особенно важны жесткость и прочность. В производстве центральной стойки автомобиля Opel Vectra применяется марка Hostacom TKC 5458 N, с 20% минералонаполнением. Материал имеет отличный баланс жесткости и прочности, хорошую размерную стабильность.
Центральная стойка Opel Vectra
Мягче бархрата, нежнее шелка
Большое значение имеет и текстура поверхности детали. Этот аспект дизайна связан с тактильным восприятием, с тем, как человеческая кожа реагирует на соприкосновение с корпусом пластмассового изделия. На тактильное восприятие, в первую очередь, влияет шероховатость и твердость поверхности. Для обеспечения нужной шероховатости поверхности детали достаточно нанести соответствующую текстуру на формообразующие части пресс-формы. Помимо стандартных, всегда можно выполнить любую оригинальную поверхность по образцу или по эскизу дизайнера. В Европе такое дизайнерское решение известно как Multispot effect, что дословно можно перевести как «Многоточечный эффект».
Заглянув в салон автомобиля Volkswagen Beetle, можно обнаружить именно такие шероховатые детали. Для их выпуска применяется марка Hostacom D M2 T21 производства компании Basell, а также другие марки Hostacom.
Что касается твердости поверхности, то ее можно варьировать, применяя методы многокомпонентного литья. При этом поверхность, соприкасающаяся с кожей человека, может быть оформлена резиноподобным материалом с бархатистым тактильным эффектом. Такой материал – Softell – также разрабатывается в научном центре Basell. Применение марок Softell позволяет комбинировать прочность с уникальным тактильным ощущением мягкости, бархатистости, которое в принципе не характерно для привычного нам «пластика».
Количество марок ПП и композитов на основе ПП производства европейской компании Basell исчисляется не единицами, и даже не десятками. Объясняется такое многообразие сложностью самой отрасли и высоким уровнем требований, которые предъявляет каждый производитель автокомпонентов к используемому материалу. Сегодня мы озвучили лишь единичные примеры. Конечно, они не могут показать всего многообразного опыта использования Hostacom такими мировыми концернами, как Renault, Toyota, Ford, GM/Opel, BMW, Daimler Crysler, Nissan, Audi, VW, Volvo, Rover и многих других. Ну и, конечно, выбирая поставщика комплектующих в России, производители «отечественных иномарок» отдадут предпочтение предприятиям, предлагающим изделия из опробованных на Западе высококачественных материалов.