Импортные пошлины на ПВХ: оставлять или отменять?

20 февраля в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась IV Международная конференция «ПВХ 2007», организованная компанией CREON при партнерском участии ООО «Химнефтетрейд» и ООО «РусВинил» и поддержке Harriman Chemsult Ltd. Платиновый спонсор мероприятия — ООО «ХимТрейдингГрупп». 

 

Конференция объединила более 250 делегатов, представляющих отечественных и иностранных производителей ПВХ, крупных переработчиков, регулирующие органы, трейдерские организации и поставщиков оборудования, а также признанных экспертов отрасли.

Открыл конференцию председатель совета директоров компании CREON Фарес Кильзие. В приветственном слове он отметил, что данное мероприятие будет иметь принципиальное отличие от конференций прошлых лет — особое внимание здесь будет уделено развитию международного рынка поливинилхлорида. Дело в том, пояснил г-н Кильзие, что структура отечественного производства ПВХ в значительной степени отличается от мировой и данный вопрос требует детального рассмотрения.

Производство ПВХ.

С ситуацией на мировом ранке ПВХ участников ознакомил Стефан Харриман (Stephen Harriman), директор консалтинговой компании Harriman Chemsult Ltd.

По данным компании Harriman, мировые мощности по производству ПВХ в период с 2000 по 2006 год выросли с 30 млн тонн до 40 млн тонн в год, в 2007 году они составят более 45 млн тонн, а к 2010 году ожидается рост до 60 млн тонн.

При этом основная заслуга в наращивании общемировых мощностей принадлежит странам Юго-Восточной Азии. Только в Китае в период с 2005 по 2010 год, по прогнозам Harriman Chemsult, мощности по производству ПВХ вырастут на 9%.

Таким образом, с учетом озвученных тенденций, к 2010 году 74% от всех мировых мощностей будут составлять производственные мощности стран Азии, включая Китай (67%) и Индию (2%). 26% общемировых мощностей обеспечат Европа (11%), Ближний Восток (6%) и другие страны (9%).

О том, как складывается ситуация на российском рынке ПВХ рассказала Тамара Хазова, директор департамента аналитики CREON.

Согласно ее докладу, российский рынок поливинилхлорида можно отнести к активно и динамично развивающимся. В период до 2010 года, по оценке CREON, тенденция роста спроса на ПВХ сохранится — ежегодный рост спроса составит 6-7%.

Емкость внутреннего рынка в 2006 году выросла по сравнению с 2005 годом на 31% до 747,8 тыс. тонн. В 2007 году, по прогнозам экспертов CREON, этот показатель достигнет отметки в 764,8 тыс. тонн.

Производство ПВХ в России в период с 2005 по 2006 год выросло на 2% и составило 592,1 тыс. тонн. По оценке CREON, в 2007 году производство составит 582 тыс. тонн.

Наибольшую часть в видовой структуре отечественного поливинилхлорида занимает суспензионный ПВХ — 92,3%, на втором месте эмульсионный ПВХ — 7,5%, а 0,2% приходится на долю сополимеров винилхлорида. Доля экспорта в структуре производства не велика. В прошлом году Россия экспортировала 24,7 тонн ПВХ (4,2% от общего объема производства). В 2007 году на экспорт будет направлено 17,7 тыс. тонн (3%).

Импорт ПВХ в 2006 году относительно 2005 года увеличился в 2,5 раза до 180,4 тыс. тонн, а по итогам текущего года этот показатель составит уже 200,5 тыс. тонн (26,2% от объема внутреннего рынка). Основным импортером ПВХ в РФ выступает Европа (56,8% в общем объеме импорта), на втором месте — Азия (36,6%).

Столь существенная доля импорта на российском рынке подтверждает тот факт, что спрос на ПВХ опережает предложение. Существующие мощности не могут обеспечить непрерывно развивающийся спрос, заявила Т. Хазова.

Таким образом, считает докладчик, ситуация, сложившаяся на российском рынке поливинилхлорида, говорит о необходимости расширения существующих и создании новых мощностей, а также предопределяет выгодность этих инвестиций.

Кроме того, в связи со стремительно растущим импортом ПВХ, необходимо разработать законодательные меры, усиливающие экологический контроль за производством изделий из ПВХ с возможной дифференциацией его применения.

Директор российского представительства компании Solvay Вениамин Альперн в своем выступлении сделал акцент на роли ПВХ в развитии общества. По его словам, имидж ПВХ имеет большое значение для развития мировой экономики. Поэтому крайне важно развивать производство этого пластика и расширять области его применения. Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие 5 лет спрос на ПВХ в мире будет расти на 4-5% в год, а в России — на 3-4%.

В. Альперн рассмотрел перспективы отрасли в свете трех ключевых составляющих устойчивого развития: экономической, экологической и социальной.

Янник Вандендил (Yannick Vandeldael), бизнес-аналитик департамента соединений на основе винила Solvay, рассказал о ходе реализации проекта «РусВинил», совместного предприятия «СИБУР Холдинга» и компании SolVin, которая, в свою очередь, является СП Solvay и BASF. Он напомнил, что предприятие будет расположено на площадке «СИБУРа» в г. Кстово Нижегородской области. В данный момент осуществляется базовая проработка проекта и детальный инжиниринг. Вывод предприятия на проектную мощность планируется осуществить в 2010 году. Завод будет выпускать 350 тыс. тонн ПВХ в год.

Двухлетним опытом поставок ПВХ китайского на российский рынок поделилась Оксана Киселева, заместитель генерального директора по коммерции ООО «ХимТрейдингГрупп». Она, в частности, отметила, что по итогам 9 месяцев 2007 года поставки ПВХ китайского производства в РФ составили 43%. Китайские производители ПВХ год от года наращивают производство и работают над улучшением качества своей продукции. На сегодняшний день можно утверждать, что российские технологи преодолели предубеждение против китайского суспензионного ПВХ и успешно перерабатывают его, подчеркнула О. Киселева.

Вячеслав Ковалев, начальник отдела маркетинга ООО «Сибменеджмент», представил свое видение перспектив развития рынка ПВХ и изделий из него. По его словам, Россия в 2000-2006 годах имела самые высокие темпы роста потребления, которые в 6 раз превышали среднемировой показатель и в 2 раза китайский. Сегодня спрос на ПВХ, равно как и его цена на внутреннем рынке, по-прежнему остаются высокими при весьма ограниченном объеме производства. Поэтому существует угроза наводнения рынка дешевой продукцией низкого качества. Ситуацию осложняет еще и то, что на российском рынке ПВХ не отлажены механизмы контроля.

Польская компания OltChim, второй по величине производитель ПВХ в центральной и Восточной Европе, продемонстрировала фильм, рассказывающий о ее деятельности. Инновационным направлениям развития переработки ПВХ было посвящено второе выступление представителя компании Solvay Янника Вандельдаела.

Заведующая лабораторией кабельных пластикатов ОАО «ВНИИКП» Алла Елагина, остановилась на основных направлениях работ в кабельных пластикатах. Она отметила, что кабельные марки пластикатов на основе поливинилхлорида продолжают составлять группу самых крупнотоннажных полимерных материалов, применяемых в отечественной кабельной промышленности. В 2006 году в России было выпущено около 160 тыс. тонн кабельных ПВХ пластикатов различного назначения. По словам А. Елагиной, развитие работ в области кабельных композиций на основе поливинилхлоридных пластикатов в России и других странах СНГ в ближайшие годы связано с разработкой и освоением производства композиций со специальными свойствами и расширением их марочного ассортимента.

Завершил работу конференции круглый стол, на котором обсуждался вопрос отмены или снижения импортной пошлины на ПВХ в России, которая на сегодняшний день составляет 15%. Поводом для этого является колоссальный дефицит ПВХ на российском рынке. Выступавший от лица производителей начальник отдела маркетинга ООО «Сибменеджмент» Вячеслав Ковалев сказал, что пошлину отменять нельзя, поскольку эта мера ослабит защиту внутренних производителей и поставит рынок в зависимость от импорта. По его прогнозу, дефицит на отечественном рынке сохранится до 2015 года. Причем ввод заявленных мощностей не решит проблему, необходимо строить новые производства. Он также отметил, что высокая цена на ПВХ в России не будет держаться долго и через некоторое время неизбежно начнет снижаться.

Присутствовавшие на конференции переработчики ПВХ ратовали за снижение пошлины, поскольку их не устраивает немотивированно высокая цена на российский ПВХ. Они подчеркивали, что даже с учетом 15-процентной ввозной пошлины покупать импортный ПВХ выгоднее. За снижение импортной пошлины выступили и независимые аналитики рынка, которые видят в этом средство преодоления существующего на рынке дефицита.

Стефен Харриман, управляющий директор Harriman Chemsult, назвал причины, из-за которых возникают разногласия между сторонниками и противниками отмены импортных пошлин на ПВХ в России. Во-первых, по его мнению, российские производители ПВХ нечетко понимают разницу между прибылью и ценой. Во-вторых, при достаточно ограниченном количестве производителей, на рынке не выстроена система продаж ПВХ.

В целом участники остались довольны итогами конференции «ПВХ 2007». Они поблагодарили организаторов за насыщенную программу и договорились встретиться через год, чтобы обсудить изменения на рынке.

 

Back to top
Яндекс.Метрика