Финансово-экономический кризис и полимерный рынок: что день грядущий нам готовит?

До осени 2008 года развитие полимерного рынка шло хорошими темпами: рост объема потребления полимерного сырья наблюдался во всех сегментах. Наращивали объемы производства и основные российские производители сырья, росла доля импорта. По нашим данным, объем производства изделий из пластмасс за 1–3 кварталы 2008 года вырос на 6,9 % по сравнению с тем же периодом 2007 года.

 

Финансово-экономический кризис внес в эту позитивную картину свои коррективы, в частности, снижение спроса на полимерное сырье (по данным некоторых трейдеров, на 40 %), и, как следствие, спроса на конечные изделия. И пока платежеспособность не восстановится, улучшения ситуации не произойдет.

Положительным моментом для производителей изделий из пластмасс в этой ситуации является наметившаяся осенью тенденция снижения цен на полимерное сырье. Особенно заметен «ценопад» на импортное сырье. Там стоимость полимеров сильно зависит от стоимости нефти, и в условиях ее падения в настоящий момент цены вернулись к уровню 2006 года (1200 евро / FCA – ПЭ, 1100 евро / FCA – ПП). Наблюдается тенденция снижения цен и на отечественное сырье, например, рыночная цена на ПВД снизилась на 3 % (но отчасти из-за окончания сезона пленки). Возможно снижение и на другие отечественные марки ПМ-сырья, обусловленные снижением спроса.

Не исключено и принятие административных мер по стимулированию производства изделий из полиолефинов. Так, например, по рынку ходят слухи о том, что правительство обязало одного из крупнейших производителей ПП снизить до минимума цены на сырье, более того, зафиксировать их на 2009 год. Правда, будет ли меняться зафиксированная цена в сторону уменьшения при изменении конъюнктуры рынка, не уточняется. Но в любом случае у производителей изделий из пластмасс будет выбор – работать на отечественном или на импортном сырье, рыночная цена которого сейчас практически сравнялась со стоимостью отечественного.

Сложности на полимерном рынке являются отражением степени влияния кризиса на те или иные отрасли в экономике. Больше всего страдают отрасли, завязанные на «быстрые деньги», среди потребителей полимерного сырья это рынок строительства, а значит, логично предположить, что значительно пострадают и «сопряженные» со строительством отрасли – потребители ПМ-сырья: производители изделий из ПСВ (пенополистирольные блоки и плиты для теплоизоляции), рынок полимерных труб, производители изделий из ПВХ. Однако это не совсем так. Например, большинство производимых полимерных труб реализуется в соответствии с программами госбюджета, которые правительство обещало не трогать, а значительный объем потребления теплоизоляционных плит, ПВХ-окон и пр. обеспечен благодаря Федеральному закону 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Упаковка и пленка – самый крупнотоннажный рынок потребления полиолефинов и самый быстрорастущий сегмент также не должен значительно пострадать. Даже в условиях кризиса очень сложно представить себе возврат к временам, когда, например, полиэтиленовые пакеты были в дефиците и их стирали, чтобы использовать вновь…
Пока можно сделать вывод, что в 2009 году вряд ли произойдет значительное снижение потребления полимерного сырья. Однако проблема нехватки денег актуальна сейчас для многих производств, и от решения этой проблемы будет зависеть и дальнейшее развитие (или стагнация) рынка полимеров.

Обзор подготовила Мария Попова,
маркетолог-аналитик "Симплекса".

Back to top
Яндекс.Метрика